8 (8652) 67-67-52 Звоните по будням с 10:00 до 19:00

Регулирование расходов бюджетных средств

Расходы бюджета являются наиболее значимой составной частью государственных или муниципальных расходов.

В ст. 6 БК РФ расходы бюджета определены как «денежные средства, предусмотренные в бюджете соответствующего уровня для финансирования задач и функций органов государственной власти и местного самоуправления».

Юридические признаки расходов бюджета

  • бюджетные расходы — это публичная категория, ибо они идут на покрытие основных направлений государственной и муниципальной деятельности, необходимы всему государству в целом и обеспечивают общие потребности. Публичные расходы приоритетны для государства;
  • бюджетные расходы в большинстве случаев не подлежат возврату. Государство или муниципальные образования производят отпуск денежных средств из бюджета на реализацию своих потребностей на безвозвратной основе. Расходы государства в основном направлены на оплату труда государственных служащих, социальные программы и обслуживание государственного долга;
  • бюджетные расходы осуществляются государством или муниципальным образованием непрерывно. Выполнение государством своих функций и задач требует бесперебойного, регулярного и повседневного финансирования;
  • бюджетные расходы являются финансово-правовой категорией, выражающей урегулированные правовыми нормами экономические отношения по поводу распределения и использования централизованных фондов денежных средств. 
  • бюджетные расходы призваны на строго правовой основе обеспечить бесперебойное финансирование задач и функций государства или муниципальных образований.
 
Таким образом, расходы бюджетов — это публичные непрерывные затраты государства или муниципальных образований в виде строго опосредованных нормами права экономических отношений по поводу распределения и использования централизованных фондов денежных средств в целях обеспечения задач и функций государства (Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований).

Основные принципы, в соответствии с которыми осуществляются расходы бюджета

  • Принцип федерализма. Основу этого принципа составляет законодательное разграничение полномочий и предметов ведения между федеральным центром и субъектами Федерации, так как именно разграничение компетенции определяет объем расходной ответственности каждого уровня власти и объем по финансированию тех или иных расходов со стороны соответствующего бюджета.
  • Принцип целевого направления средств. Бюджетные расходы осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования, предусмотренными в соответствующих бюджетах.
  • Принцип безвозвратности расходования государственных и муниципальных бюджетных ресурсов означает, что средства, направленные на финансирование государственных потребностей, не подлежат возмещению.
 
Исключением из принципа безвозвратности расходования бюджетных средств можно считать бюджетные кредиты юридическим лицам (ст. 76, 77 БК РФ).
  • Принцип режима экономии. Режим экономии — это система форм и методов последовательного снижения затрат относительно получаемого результата при условии повышения эффективности от государственного инвестирования.
  • Принцип бюджетного контроля в ходе осуществления бюджетных расходов.
  • Принцип законности осуществления государственных и муниципальных бюджетных расходов означает, что расходы бюджета должны производиться на основе действующего законодательства и в определенный период времени.

 Органы контроля за исполнением бюджета

Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета в течение полутора месяцев и по окончании проверок выносит заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов РФ и по каждому главному распорядителю средств федерального бюджета. Созданные субъектами РФ контрольно-счетные палаты осуществляют контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность применительно к своим территориальным бюджетам.

Административный контроль осуществляется Минфином России, Федеральным казначейством РФ, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (входит в состав Минфина России), финансовыми органами субъектов РФ и местного самоуправления, главными распорядителями бюджетных средств, главными бухгалтерами бюджетных учреждений и предприятий.

Бюджетный контроль осуществляется одновременно и финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований. Эти органы проводят контрольные мероприятия за операциями с бюджетными средствами всех участников бюджетного процесса в части использования ими средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Если вы нуждаетесь в услугах финансового юриста, то обращайтесь в Коллегию адвокатов Ставрополя №1: наши специалисты помогут вам в разрешении любых правовых проблем в области финансов.

 
Заказать обратный звонок

 

Записаться на консультацию